Форум » История » Водка в истории России » Ответить

Водка в истории России

Анатолий Игнатьев: http://yakovchuk.by.ru/notmyarticles004.html Е.П. Феденко Водка в истории России Один из ханов Золотой Орды придумал весьма выгодный способ поддержания власти. Он создал систему заведений, принадлежащих государству и предназначенных для продажи водки населению (“ханский кабак”). Этим сразу было достигнуто две цели : во-первых, государство получило обильный источник доходов, а во-вторых, простолюдинам было дано средство для утоления горестей и печалей, что, понятное дело, заметно снизило опасность народных выступлений против государства.[5, с.18] Русский царь Иван IY после покорения Казанского ханства ознакомился с этой практикой и решил её перенять. То, что было “ханским кабаком” в Казани, стало “царёвым кабаком” в России. Иван IY пошёл ещё дальше : кроме начальников “царёвых кабаков” (“кабацких голов”) он учредил такую категорию служащих, как “крестные целовальники”, которые целованием креста приносили царю клятву всеми силами привлекать народ к пьянству “для сбору денег на государя и веру”. “Крестный целовальник” должен был обеспечить, чтобы к установленному сроку вся присланная в кабак водка была раскуплена. Один такой особо старательный служащий докладывал начальству, что, “радея про государево добро”, он “народ на питьё подвеселял и подохочивал, а кои упорны были, тех не щадя и боем неволил”.[5, с.18-19] Эти усилия, по словам летописца, не замедлили сказаться : “мужики, жёнки и девки, у неволи плакав, начали красти и лгати, и блясти и в корчме пити и всякое зло чинити”.[5, с.19] Вначале русский народ пытался сопротивляться этому государственному спаиванию, царю направлялись прошения убрать “царёвы кабаки”, потому что “подле государева кабака жить не мочно”. Но этот здравый и разумный порыв разбился о непробиваемую тупость самодержавия. [5, с.19]. Такое положение сохранялось до 1863 г. Побитое в Крымской войне, государство российское принимается ускоренно развивать промышленность, имея целью усилить армию. Для этого нужны деньги, и проворные чиновники отыскали ещё один способ добывания денег. Из-за огромных пространств, плохих дорог и неповоротливой бюрократии государство не могло донести водку во все уголки империи. Для устранения этой трудности было решено призвать на помощь частную инициативу : за плату (акциз) государство позволяла частным лицам торговать водкой. После этой реформы, названной в просторечье “сивушной”, сеть каналов, по которым в народ вливалась водка, охватила всю страну.[3 ; 13] Торговля водкой была прибыльным делом, но вскоре она натолкнулась на затруднения. Крестьянин производил не так много продукции, чтобы иметь возможность много продавать, да к тому же он был обязан уплачивать большие налоги государству. В итоге на водку денег оставалось меньше, чем хотелось и покупателям, и продавцам. Торговцы нашли выход. Они покупали или арендовали землю, покупали инвентарь, нанимали рабочих и продавали выращенный урожай. Инвентарь они покупали у своих клиентов-пропо

Ответов - 8

revlib: Действительно, это чудовищно... Водка - яд! У меня только одно сомнение - как избежать при введении "сухого закона" возникновения мафии бутлегеров (пример: США в 1919-1933 гг)?

Анатолий Игнатьев: Если исходить из того соображения, что водка приносит обществу в целом вред, то организованное общество сможет найти способ устранить этот вред. Человечество способно к прогрессу, не так ли? В этом социалисты не сомневаются, социалисты - социальные оптимисты. Но тогда не может быть не решаемых проблем. Так что и Ваше опасение может быть снято. Конечно, это очень общее объяснение. Но ведь мы не можем сейчас сказать, каким образом будет протекать процесс избавления человечества от данного вида невежества. Может быть, сначала будет очень жёсткий запрет, и тогда, действительно, нелегальщина может составить временную проблему. А, может быть, ограничительные меры будут вводиться более плавно, так что большого разрыва между уменьшаемым легальным предложением и текущим постоянно снижающимся спросом не будет, так что для нелегальщины не возникнет условий. Это всё зависит от конкретных условий и обстоятельств, которые сейчас не известны.

revlib: Совершенно с Вами согласен, к этому просто нечего добавить!


Анатолий Игнатьев: Видали Вы таких "троцкистов": Бойкот. ? Я просто поражён!.. Может быть, влияние пивных профсоюзов сказывается?

Анатолий Игнатьев: В дополнение к статье Е. Феденко привожу статью Е. Батракова, в которой приведены главные (по всей видимости) противоалкогольные установления ранней Соввласти. Документы ВРК Петросовета, очевидно, написаны Троцким. ШАГ ВВЕРХ, ДВА – ВНИЗ …нужен трезвый анализ прошлого опыта, исключающий всякую идеализацию, то есть благодушие. (С. Н. Шевердин) Сознательно живущие трезво, предостаточно знают и о «прелестях» пьяного образа жизни, и о преимуществах иного. Потому они и сделали свой выбор, выбор в пользу наилучшего. И, не лишенные сострадания, хотят, чтобы лукаво-подлые нелюди, исходящие из своих шкурно-корыстных интересов, не разносили по миру информационную инфекцию – лжицы об алкоголе, – и, тем самым, не сбивали бы несведущих с пути истинного, не ломали судьбы человеческие, не разрушали семьи и самую жизнь. И потому в числе врагов своих трезвенники видят не пьющих, но спаивающих. И призывают рядом живущих, и служителей культа, и государственную власть к построению общества, свободного от проалкогольных, искусственно вызванных иллюзий, от человеконенавистнической геноцидоидной политики спаивания. Освобождение народа от многовекового алкогольного рабства, от словесно-умственной дури, от проалкогольного абсурдизма – цель недостижимая без соучастия в том государства и церкви, т.е. именно тех, кто в далекие времена внедрил в ткань социально-общественной жизнедеятельности одурманивающие вещества, и до сего дня стойко стоит на правильности содеянного. Вот что, в частности, писал в московской газете «ОКРУГА» №11 за 30 марта 2002 года председатель отдела внешних церковных связей Московской патриархии Русской Православной Церкви отец Всеволод (Чаплин): «Существует заблуждение, что церковь запрещает употреблять спиртные напитки в период Великого поста. На деле такое ограничение для тех, кто строго хочет следовать церковным канонам и касается только понедельника, вторника и четверга. То есть тех дней, когда в храме не совершается божественная литургия. В остальное время пить можно любые напитки, но при этом главное – соблюдать умеренность. … Церковь никогда не выступала в этом вопросе против народных традиций, тем более что Владимир Святой, приняв решение о крещении Руси, определил, что «веселие Руси есть пити». Позиция церкви в этом вопросе строго определена: грех – не пить, грех – упиваться. Как такового строгого запрета на водку и пиво не существует. Просто важно, чтобы выпивка не превращалась в веселую попойку, поскольку время поста дано для спасения души, для покаяния. Вековые традиции нашего народа всегда учитываются в одном из лучших магазинов Москвы «КРИСТАЛЛ – ГРАДЪ». В эту же дуду дудит и маскирующийся под трезвенника отец Александр (Захаров) в своей книжонке «Слово о трезвости»: «Церковь никогда не видела причину греха пьянства в вине как таковом. И само по себе винопитие никогда не осуждала». Эти деятели от креста и кагора, видимо, просто не в ладах с элементарной логикой, они совершенно бессильны уразуметь очевидное: многовековая алкогольная проблема потому-то и существует, что церковь не только никогда не осуждала само питие, но и насаждала оное, идя в обнимку с госчиновниками от казны и гнусными наркоядоторговцами! А народ между тем, известное дело, инстинктивно ориентируется именно на позицию сильных, на позицию власти, в том числе, на позицию духовной власти, ибо ориентация на лидеров – исторически сложившаяся основа выживания. Вот почему, прежде всего, церковь и государство ради спасения и себя самих, и народа своего, и России-Мамы просто должны и обязаны: 1. Наложить на все свои духовные и идейно-экономические душегубские поползновения самое беспощадное вето: не инспирировать и не культивировать в общественном сознании помышления о состояниях одурманивая, как о чем-то позитивно-желательно-желанном. 2. Прекратить поддержку тех, кто действует, не считаясь с интересами общества, нации, личности. 3. Возвести в статус нормального только то, что способствует выживаемости человека, как биосущества, как личности, и как духовной сущности. 4. Проявить свою твердую волю в виде: - наложения запрета на распространение заведомой лжи об алконаркотике, запрета на рекламу алкоизделий и пропаганду пития; - установления запрета на распространение алкоголя за пределами его медицинского, технического и научно-экспериментального применения. При этом мы осознаем недопустимость ограничивать право человека, не лишенного по суду дееспособности, вить для себя самого наркотическую и любую иную удавку – желает он нагнать, скажем, самогонки, пусть нагонит. Это его право – право на выбор. Но нет, и не может быть ни у кого из нас права покушаться на здоровье ближнего своего до тех пор, пока этот ближний не вознамерится покуситься на здоровье наше. Нет права «угощать» гостей наркотической дурью, торговать этой дурью и самому появляться в общественном месте в антиобщественном, т.е. в скотском, в одурманенном состоянии. 5. Объявить абсолютный «сухой» закон для себя самих. И – все! «Да так ли уж и все?! – возражают нам иные знатоки. – А вы вспомните, что запретительные меры еще нигде и никогда ни к чему хорошему не приводили! А вы вспомните хотя бы «сухой» закон в России с 1914 по 1925 годы. Был «сухой» закон и что?» Был?!.. А был ли? Да, действительно, царское правительство с 17 июля 1914 г. в связи с начавшейся Первой мировой войной и в связи с начавшейся мобилизацией, и на период мобилизации несколько ограничило алкоторговлю, что, кстати, было сделано и правительствами всех воюющих стран. (Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт. Алкоголизм. М., «Медицина», 1983, с.64). И даже более того, как писал в 1914 году «Вестник трезвости», 22 августа Николай II «повелеть соизволил существующее воспрещение продажи спирта, вина и водочных изделий для местного потребления в империи продлить впредь до окончания военного времени». Затем, Положением Совета Министров от 27 сентября 1914 г. городским думам и сельским обществам, а Положением от 13 октября и земским собраниям на время военных действий предоставлялось право запрещать торговлю всеми разновидностями спиртного в местностях, находящихся в их ведении. Прямо скажем, грех тут не заподозрить, что на Россию и действительно снизошел желанный, живительный «сухой» закон, но… Ведь продолжалась, как и прежде, торговля церковным вином в храмах, упивались, как и прежде, представители состоятельных классов и сословий, причем, всеми видами спиртного пойла, в ресторанах 1-го разряда и в клубных буфетах, а в конце года возобновилась еще и продажа пива. А коль так, то, о каком же «сухом» законе тут можно вести речь?.. Хуже того, уже 17 ноября 1914 г. министр финансов, масон С.Ю. Витте, – тот самый, о котором французский посол Палеолог писал: «Загадочная, назойливая личность, очень интеллектуален, деспотичен, всепрезирающий, уверенный в своем могуществе; одержим тщеславием, завистью и гордыней, является злом и опасностью для Франции и России», – так вот, этот С.Ю. Витте, тот самый, благодаря которому в самом начале XX-го века в России было заложено строительство трехсот пятидесяти казенных винных заводов, в том числе, и Московский казенный винный склад № 1, ставший впоследствии известным под названием «Кристалл», – С.Ю. Витте признал возможным «разрешить в ренсковых погребах продажу крепких напитков». (См. Д.Н. Бородин. В защиту трезвости. Пг., 1915, с.17). И, наконец, «в марте 1915 г. состоялось межведомственное совещание в Петрограде, которое признало своевременным разрешить продажу виноградных вин крепостью до 16° и пива крепостью до 4° в городах и «сильно населенных сельских местностях». (Т.С. Протько. В борьбе за трезвость. Минск, «Наука и техника», 1988, с.50). И это – «сухой» закон?!.. «В знаменательном 1915 году, по официальным обобщенным данным алкогольные изделия производил 661 завод, розничную торговлю – распивочно и на вынос – осуществляли 4242 заведения. Конечно, это намного меньше, чем в предвоенном 1913-м. Но этого все-таки достаточно как для подпитки питейной традиции, так и для дискредитации отрезвительской стратегии и идеи трезвости. Вплоть до 1917 года сначала «Правительственный вестник», а потом «Вестник Временного правительства» регулярно информируют заинтересованные круги о разрешениях Минфина виноделам и винокурам производить (правда, в ограниченных размерах) алкогольные изделия, соответственно в деловых изданиях публикуются финансовые отчеты алкопроизводителей о прибылях». (С. Шевердин. Местное самоуправление против «второго рабства». «Эйфория», 2000 г., № 5). После февральской революции 1917 года к власти приходит Временное правительство, которое своим постановлением от 27 марта «Об изменении и дополнении некоторых, относящихся к изготовлению и продаже крепких спиртных напитков постановлений», признавало свободным промыслом производство и продажу «в винодельческих местностях... с соблюдением действующих узаконений и правил, натуральных виноградных вин из произрастающего в России винограда». Далее, в литературе нередко можно встретить, что большевики, придя к власти, продлили действие «сухого» закона. Что же они продлили, если, как мы видим, Россия, – пусть значительно меньше, но – пила? Быть может, имеет смысл говорить не о том, что «продлили», а о том, что в 1917 году на белый свет появился целый ряд документов, – решительных, радикальных, однозначных, – устанавливающих диктатуру трезвости? Приведем эти документы: ПРИКАЗ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА 1. Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков. 2. Предписывается всем владельцам спиртовых и винных складов, всем фабрикантам алкоголя и алкогольных напитков не позже 27-го сего месяца довес

Евгений Батраков: Анатолий Игнатьев Здравствуйте, Анатолий! На сайте встретил хорошую статью "Водка в истории России", хотел бы поставить ее в газету "Оптималист". Нет ли у вас электр. адреса автора этой статьи? Спасибо! Евгений Батраков egb555@rambler.ru

Анатолий Игнатьев: (Исправленная) статья Е. П. Феденко опубликована в газете "Оптималист" № 7(129), сентябрь 2009.

revlib: Великолепно!



полная версия страницы